Рыжик (loruta) wrote,
Рыжик
loruta

Categories:

Ещё роли

Продолжаю флешмоб про трёх персонажей и как бы я их сыграла. От helghi мне достались:

1. Ирэн Адлер.
Тщательно перечитала "Скандал в Богемии". Ирэн называют авантюристкой с железным характером и особой "весьма сомнительной репутации", но что же она совершила, чтобы заслужить эту репутацию, и были ли её поступки противозаконны или бесчестны?
Из текста можно уяснить, что Ирэн Адлер - талантливая актриса и певица, чертовски привлекательна для мужчин, а также умна, смела и способна на решительные действия. На момент рассказа ей около тридцати, она мирно живёт в Лондоне, порой выступает с концертами, вскружила головы всем мужчинам квартала, но встречается только с одним - своим будущим мужем. Как-то непохоже на искательницу приключений или роковую соблазнительницу. Она есть в картотеке Холмса - но, заметим, "между биографией еврейского раввина и биографией капитана, написавшего труд о глубоководных рыбах", то есть само попадание в эту картотеку ещё не означает преступных наклонностей, и сам Холмс не озвучивает никаких её прошлых авантюр. Ирэн могла привлечь его внимание как известная в артистических кругах личность (примадонна императорского театра, не хухры-мухры). А то, что он сразу заговорил о компромате - логичный вывод: король неоднократно подчеркнул, что дело деликатного свойства, и заговорил о прошлом знакомстве с красивой женщиной, а Шерлоку известно, что король намерен вскоре жениться, трудно ли сложить два и два?
Что касается компромата, то Ирэн, как сообщает король, не вымогает деньги (ведь если он "готов отдать любую провинцию своего королевства", то она уж точно могла бы получить от него сумму, более чем достаточную для своих нужд), а только хочет помешать ему жениться на другой. Если это и шантаж, то чисто эмоциональный, и вдобавок сильно смахивающий на ревность или обиду, а злодеи-шантажисты редко испытывают подобные чувства к своим жертвам.
Мне представляется, что вся вина Ирэн Адлер и причина её нелестной репутации - в некотором пренебрежении условностями (что не редкость для актрисы) и в том, что она осмеливается играть "не на своём поле". Будучи умной и смелой, она не разыгрывает из себя робкую дурочку и не пасует перед мужчинами. Но делает это не потому, что вся такая феминистка или мужененавистница, она действует по-мужски не из принципа, а потому, что так оказывается удобней или выгодней, как с мужским костюмом ("я пользуюсь той свободой, которую он даёт"). При этом она очень женственна и мотивы у неё как нельзя более женские, хотя в силу своих довольно незаурядных данных Ирэн более свободна в выборе средств для достижения цели.
Будучи красивой и популярной, она явно привлекала мужское внимание. Вполне вероятно, что король (тогда ещё кронпринц) не был единственным её любовным приключением. Возможно, порой ей приходилось уступать из соображений выгоды, но полагаю, что в целом Ирэн сама выбирала любовников и что их было гораздо меньше, чем поклонников. Вспомним, что каким бы ни было её прошлое, юрист Нортон, способный дать ей оценку с точки зрения закона, женится на ней, да и сам король пару раз проговаривается, что она была бы достойной королевой, если бы не происхождение. То есть по натуре она отнюдь не порочна или вульгарна. Скорее всего, она не слишком скрывала свои похождения, для чего требовалась определённая смелость, но, с другой стороны, это было и умно. По меньшей мере в двух других рассказах Конан Дойла женщины оказываются под угрозой позора из-за неосторожных писем, даже если их увлечение было невинным и речь шла максимум о поцелуе. Если же женщина принимает ухаживания мужчины открыто, разоблачать тут уже нечего и шантажисту поживиться нечем :). Для мужчин же, даже занимающих высокое положение, подобные связи были куда менее порочащими, если опять же судить по другим рассказам. Иметь любовницу сомнительного происхождения, положения или поведения, а жениться на невинной девушке, "воплощённой чистоте", было в порядке вещей. Если Ирэн и стремилась обзавестись какими-то уликами против своих любовников, имевших основания таиться, то с её стороны это было бы лишь разумной предосторожностью, чтобы сравнять шансы и не оказаться в уязвимом положении, если бы мужчина вздумал оборвать или отрицать их связь против её желания. Но коль скоро мы знаем лишь один случай угрозы использовать такой компромат, то нельзя утверждать, что она злоупотребляла своей властью. Что же случилось между ней и кронпринцем Вильгельмом?
Будущий король Богемии молод, богат, недурён собой и "был без ума" от Ирэн. Можем ли мы утверждать, что Ирэн обольщала его исключительно из корыстных соображений и не питала к нему никаких чувств? Напротив, и король, и Холмс, кажется, не сомневаются, что в ней говорит ревность, а следовательно, и любовь. Хотя меня берут сомнения - если Ирэн шантажировала короля потому, что ещё любила его, и отказалась от шантажа потому, что полюбила другого, то почему же на момент рассказа король ещё не снят с крючка? Ведь к тому моменту она уже давно была знакома с Годфри Нортоном и могла не сомневаться ни в его, ни в своих чувствах. Более вероятным мне кажется, что Ирэн Адлер была неравнодушна к принцу, но её чувства давно остыли и за угрозой сорвать королевскую свадьбу стояла не ревность. Едва ли Ирэн рассчитывала стать королевой во время безумного увлечения Вильгельма - даже если бы из любви или тщеславия она об этом мечтала, то была достаточно умна, чтобы понять несбыточность таких мечтаний. И тем более она не планировала вынудить его жениться угрозами. Возможно, она разумно и по-мужски готова была ограничиться кратковременным приключением (вряд ли их связь продолжалась дольше нескольких месяцев, а то и недель), которое длится ко взаимному удовольствию, заканчивается по взаимному согласию и остаётся тайным. И если их расставание прошло не так мирно, то виноват в этом сам принц.
Сдаётся мне, что в какой-то момент принц умудрился обидеть Ирэн. Если судить по его поведению в рассказе, скорее всего он не слишком тактично дал Ирэн понять, что она ниже его и он стыдится их связи. Вильгельм с его самомнением вполне мог объясняться в любви в духе мистера Дарси или Зевса, который перечислял Гере все свои измены и уверял, что ни к одной любовнице не испытывал таких чувств, как к супруге :). Мог и недостаточно деликатно повести себя в момент прекращения их связи. Позже принц (или, возможно, уже король) вспомнил об оставленных уликах и попытался замести следы. И вот здесь Ирэн, почувствовав свою власть, не устояла перед искушением уколоть его в ответ. Ей не было никакого дела до его женитьбы (думаю, в этот момент о реальной невесте речи ещё не шло), она хотела отомстить за оскорбление. "Ах, я была недостаточно хороша для Вашего Величества? Ну так я в любой момент могу сделать так, что и Вы окажетесь недостойны своей высокородной избранницы!" Очень может быть, что в действительности она никогда и не собиралась кому-то посылать снимок, а лишь запугивала бывшего любовника. Она не обрекала короля на пожизненный целибат - фотографию всё равно можно было бы использовать только единожды, а любой скандал рано или поздно забывается, и король нашёл бы менее щепетильную принцессу. Главный результат шантажа - потрёпанные нервы короля (и моральное удовлетворение обиженной женщины), однако у Ирэн появились более веские причины продолжать свою игру. Король собрался жениться, и ставки возросли. Мы знаем, что за Ирэн охотились, её заманивали в ловушку, её дом взламывали. У неё остаётся единственная защита - фотография. Когда же в игру вступает Шерлок Холмс, и Ирэн может лишиться этого щита, ей остаётся только отступить и заключить перемирие. В своём письме она говорит королю "свободен" - однако фоточку придержит, чтобы этот венценосный прыщ не отыгрался за свои убитые нервные клетки. Джентльменством-то он не блещет (на что ему и указывают в том же письме). И когда Холмс "сухо" соглашается, что Ирэн "действительно не ровня Вашему Величеству", он ставит Эту Женщину выше короля. Ведь король вынудил Холмса сыграть не самую приглядную роль в этой истории. Он-то расписал Ирэн безжалостной ревнивицей, которая прямо "кушать не может", только и ждёт объявления о помолвке, чтобы всё испортить (Холмс считает, что Ирэн держит фотографию наготове и собирается использовать в ближайшие дни, но к тому моменту Ирэн уже куда важнее сохранить фотографию у себя, чем обнародовать). Хотя если кто и не избавился от прошлых чувств, так сам Вильгельм, что не мешает ему натравливать на Ирэн уголовников (хорошо хоть не убийц). Видимо, именно усиливающееся давление вынудило Ирэн и Нортона поспешить со свадьбой - жених хотел иметь законное основание защищать любимую женщину. Однако когда в ход пошла "тяжёлая артиллерия" в виде Холмса, супруги предпочли бежать. Иными словами, Шерлок помог не жертве, а агрессору, помог запугать женщину, которая уже хотела всего лишь мирной жизни с любимым человеком. К счастью, ей хватило ума и храбрости выскользнуть из расставленной ловушки. Поэтому Холмс отказывается от королевских денег, но сохраняет портрет Ирэн. "Эта Женщина" - признак не любовного чувства, а восхищение и благодарность к той, которая избавила его от роли невольного пособника в неблаговидном деле.
2. Монахиня.
Это была бы женщина средних лет, воспринимающая монастырь прежде всего не как убежище или заточение, а как социальное и экономическое установление. Она занимала бы какой-то средней ответственности пост (не настоятельница, но и не рядовая послушница) и ревностно исполняла бы свои обязанности. Если бы ей положено было пересчитывать чистые рубашки - она бы строго спрашивала за каждую дырку и пятно, но вне своей "зоны" не корчила бы из себя важную персону и не требовала бы особого уважения. И собственная вера, и обязательные религиозные догмы, и монастырский устав были бы для неё чем-то привычным, автоматическим и само собой разумеющимся. Она была бы почтительна с теми, кто выше её по положению в монастырской иерархии, добродушна с равными, а с теми, кто ниже, старалась бы быть справедливой и беспристрастной. У неё была бы склонность подмечать в молодых монахинях слабости, но не затем, чтобы заранее их упрекать, а затем, чтобы не пропустить момент. когда эти слабости могут привести к прегрешениям.
3. Дева-богатырка.
В каноничных историях воительниц мне не нравится обязательное явление мужчины, об которого дева ломается, и вообще мотив ожидания героя. Игра на равных с мужчиной для богатырки практически невозможна, у неё нет верных соратников, напарников или партнёров, они боятся её как женщину и не уважают как воина, она слишком сильна и слишком слаба одновременно. Если герой побеждает, он берёт её как приз, после чего либо бросает, либо "передаёт заказчику", либо, в лучшем случае, женится и превращает в домашнюю клушу. Если она сама проявит слабость по отношению к побеждённому, всё скатывается к третьему варианту и получается, что "богатырство" было каким-то несерьёзным баловством перед тем, как встретить своего господина и повелителя и погрузиться в борщи и пелёнки.
Поэтому я предпочла бы сыграть этакий женский вариант Ильи Муромца, что ли. Ведь он не считается неполноценным богатырём, обходясь без амурных приключений и признавая других героев сильнее себя. Пусть в силу каких-то причин мой персонаж окажется "выключенным" из системы отношений "мужчина-женщина", причём обоюдно - ни она не интересуется любовью и семьёй, ни мужчины не видят в ней сексуальный объект. Это может быть даром, проклятием, следствием инициации, условием обретения силы (что-то вроде "чем ты готова пожертвовать?"), но не восприниматься как потеря или ущербность. Если для обычной женщины нормально не владеть мечом и луком, то для воительницы нормально не иметь мужа и детей, равно как воин не обязан быть заодно, например, поэтом. И для других богатырей она - "своя", не непобедимый супергерой, но надёжный собрат по оружию.
Tags: игры, флешмоб
Subscribe

  • Грызу кактус

    Читаю типа "серьёзную мужскую книгу". Во-первых, у автора тяжёлая стадия гуризма "я научу вас жить правильно". Эта сверхзадача пожрала всё - сюжет,…

  • Прастите

    Я дочитала очень уж незамутнённое художественное произведение и хочу поделиться кратким конспектом. Не могу понять, каким причудливым путём оно…

  • О временах и нравах

    Недавнее размышление. Видела как-то обсуждение одной из поздних экранизаций Агаты Кристи - из тех времён, когда до расово верных полковников повестка…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments