Рыжик (loruta) wrote,
Рыжик
loruta

Category:

Египетская царица

Разбираюсь с давним флешмобом от helghi, по которому мне надо представить, как бы я играла определённых персонажей. Получилось много букв, поэтому по одному.


Мне предоставлено право выбора текста, и я коварно выбрала «Египетские ночи» Пушкина. Небольшой, но характерный эпизод на тему «Клеопатра и её любовники», потому что отношения с мужчинами и отношение к мужчинам для героини играют немалую роль.
Когда египетская царица заявляет «свою любовь я продаю», она не ищет любовных приключений. И выгоды тоже не ищет – какой ей навар со смерти, если это приближённые, а не враги? И даже не пытается потешить женское тщеславие «я ль на свете всех милее», чтобы отвлечься от каких-то неприятных мыслей. На самом деле Клеопатра практична и последовательна – она испытывает силу своего оружия и проверяет своё умение владеть этим оружием. Любовь для царицы – именно оружие, а от умения владеть им зависит её власть и даже жизнь. По очень простым причинам, числом три штуки: юридическая, жизненная и личная. Первая: по закону Клеопатре для того, чтобы сесть на трон, требовался соправитель-мужчина. Вторая: египетская смута показала, что сесть на трон мало, его надо ещё и удержать. И происхождение, богатство, законное право нередко мало что значат перед лицом грубой силы – «вчера был трон, сегодня эшафот». Третья: будучи безусловно слабее мужчин физически и не имея неограниченного запаса войск, Клеопатра превосходила их в искусстве обольщения, и умела так заморочить мужчине голову, чтобы не стать мишенью для этой силы. Стоит ли удивляться, что она с завидной регулярностью следовала алгоритму «выбери и охмури того, кто сильнее», если это был самый надёжный способ оставаться царицей, причём живой?
Но вот беда – мужчины, даже сильные, тоже подвержены превратностям судьбы: могут и проиграть, и умереть. В любой момент Клеопатре может потребоваться обольстить нового защитника или обезоружить нового врага, а потому ей необходимо держать своё оружие наготове. При этом, будучи женщиной умной, героиня не может не понимать, что при всём своем мастерстве она не застрахована от фиаско. Однажды её чары могут не подействовать – и это станет её концом. От мыслей о своём личном memento mori царица не свободна даже на «пышном пиру». Чтобы убедиться в либо беспочвенности, либо обоснованности своей тревоги, Клеопатра и бросает вызов своим сотрапезникам – всё-таки «профессиональный риск» меньше, непосредственно на этом пиру угроза её власти невелика, даже если она проиграет.
Ей приходилось допускать, что вызов не будет принят. Свита – это не сплошь безумно влюблённые поклонники, в чьей страсти и готовности отдать за царицу жизнь можно не сомневаться. Вряд ли героиня придавала большое значение заверениям, что «в моей любви для вас блаженство» - скорее это было нечто вроде дежурного комплимента хозяйке пира и обычной лестью царице. Совершенно необзательно каждый присутствовавший на пиру мужчина так уж мечтал провести с Клепатрой ночь, или хотя бы всерьёз подумывал о подобной возможности. Предлагая ночь своей любви по такой абсурдной («покупатель» всё теряет, а «продавец» ничего не приобретает) цене, героиня испытывает «мгновенную» силу своих чар. Достаточна ли она красива и желанна, чтобы после одного только намёка на её будущую благосклонность нашлись желающие заплатить любую цену? И ещё – достаточно ли крепка её власть, чтобы никто не усомнился ни в её праве самой выбирать любовника, ни в её возможности взять такую плату?
Собственно, первноначальная реакция присуствующих именно «да ну нафиг!». Цена явно заслонила будущий приз. Это серьёзная угроза репутации непревзойдённой обольстительницы – ведь если бы стало известно, что на предложение Клеопатры никто не согласился, недоброжелательная молва разнесла бы этот случай, умалчивая о запрошенной цене и упирая лишь на то, что царица была отвергнута. В этот рискованный момент героиня держится, ничем не выказывая своей тревоги – это не она запросила слишком много, это мужчины способны дать слишком мало. Её уверенный вид должен доказать, что она знает, что делает, и предложенный ею «товар» стоит такой цены. И эта тактика срабатывает! «Презрительный взор» оказал своё воздействие: Флавий, первый из кандидатов принимает вызов именно по этой причине - не ради будущего наслаждения, а из желания доказать свою смелость. А после него уже легче выйти и двум другим. И если «Критон, младой певец», возможно, движим тщеславием, то безымянный юноша, вероятно, был искренне пленён Клеопатрой, недаром она смотрит на него с грустью. Но его жизнь она всё равно заберёт – она не может выказать слабость и нарушить своё же условие. Эти три смерти должны послужить её славе – в будущем ей легче будет убедить мужчину в ценности своей любви и склонить его на уступки и жертвы, особенно если ради её благосклонности потребуется не умирать самому, а убивать других.
В целом, роль Клеопатры в этом эпизоде для меня – балансирование между крайностями. Её страх перед мужской силой – и одновременно презрение к мужской слабости. Умение обольщать, оставаясь царственной и неприступной. Способность будить в мужчинах жажду обладания – и сдерживать желание, ставя их в зависимость от собственного расположения. Её внутренние сомнения – и внешняя «холодная дерзость». И на миг – тоска по возможности искреннего и бескорыстного чувства с полным осознанием его губительности.

Tags: игры, флешмоб, цитата
Subscribe

  • (no subject)

    Поздравляю с днём рождения norui_fileg. И чтобы в жизни было больше светлых моментов!

  • Пиу-пиу!

    Поздравляю с днём рождения ann_duglas! Чтобы это... порох в пороховницах, ягода в ягодицах стакан не пустел, а верный глаз и…

  • (no subject)

    Поздравляю с днём рождения tea_the_whitch. Милоты и уюта!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment